Редактирование 3D элементов

Предыдущая страницаВ началоСледующая страница

 

В данной главе даются основные принципы и рекомендации по редактированию 3D модели и связанных с ней элементов двухмерного чертежа в T-FLEX CAD. Под редактированием понимаются определённые действия пользователя, направленные на внесение различных изменений в существующую 3D модель. Цели редактирования могут быть различными:

1)исправление ошибок в модели при наличии критических сигналов окна диагностики;

2)внесение усовершенствований в исходную геометрию модели, перестроение, доработка модели, встраивание цепочек операций в дерево модели;

3)перестроение элементов изображения чертежа и 2D построений. Замена элементов. Обход рекурсивных ситуаций;

4)переопределение геометрических или иных свойств отдельных элементов модели;

5)изменение значений переменных;

6)изменение структуры модели, перемещение операций по дереву модели;

7)изменение способов привязки и взаимодействия элементов 3D сборки, оптимизация сопряжений и настройка работы модели-механизма;

8)удаление элементов, исключение объектов модели из цепочки зависимых элементов. Удаление цепочек зависимых элементов, удаление «лишних» элементов. И др.

 

Модель T-FLEX CAD, как правило, является параметрической. Поэтому в ряде случаев приходится проводить целый комплекс мероприятий по редактированию модели, так как внесение одних изменений зачастую требует коррекции других взаимосвязей. В связи с этим, перед началом серьёзного редактирования обычно требуется провести некоторую исследовательскую работу и подготовить оптимальный порядок действий. При проведении такой подготовительной работы может возникать потребность в решении следующих задач:

1)определение (исследование) структуры модели, этапов и способов её создания;

2)определение цепочки связанных родителей и потомков для заданного элемента модели;

3)поиск элементов:

операций;

3D элементов построения;

2D элементов построения или изображения;

переменных, отвечающих за управление заданных параметров;

4)поиск параметрических зависимостей: геометрических связей и зависимостей элементов от переменных;

5)измерение и проверка геометрии;

6)выявление некорректных элементов и причин ошибок регенерации модели.

В главе рассмотрены инструменты системы, которые могут понадобиться в различных ситуациях процесса редактирования. Также некоторые нюансы редактирования отдельных элементов рассмотрены в специализированных главах документации, описывающих работу с этими элементами.

Перед внесением существенных изменений в структуру модели рекомендуется отложить резервную копию исходного файла.

 

Подготовка к редактированию

Исследование структуры модели, выбор элементов

Нередко перед пользователем встаёт задача определения последовательности создания модели, порядка пересчёта элементов и операций, выявления зависимостей между элементами модели. Особенно часто пользователь встречается с этой проблемой, когда требуется внести изменения в модель, созданную другим автором. Приёмы исследования модели могут быть следующие:

просмотр структуры модели в окне дереве модели;

использование функции отката для определения последовательности создания операций, а также анализ методов создания операций на различных этапах создания модели;

«Разрушающий метод». Последовательное удаление операций и детальное исследование модели на определенных этапах создания, определение методов создания отдельных операций, проведение различных экспериментов на ранних этапах создания модели. Рекомендуется такого рода исследования проводить с копией исходного файла;

вход в редактирование операции с последующей отменой с тем чтобы увидеть, на основе каких элементов и каким образом она создавалась. При входе в редактирование затрачивается время только на расчёт состояния отката, а при отмене происходит быстрое возвращение в исходное состояние.

 

Окно «3D модель»

Служебное окно «3D модель» предназначено для отображения информации о структуре 3D модели, истории её создания, а также для выбора и работы с элементами модели. В дереве 3D модели отражаются все 3D построения и операции, присутствующие в модели. Эта информация отображается в виде дерева. Выбирать 3D элементы можно как из ветвей дерева, иллюстрирующих историю создания Тел данной модели, так и из вспомогательных ветвей “Построения”, “Операции”, где они отсортированы по типам.

Структуру модели можно проследить, раскрывая ветки дерева модели и просматривая порядок создания операций. Каждая ветка дерева модели представляет собой историю создания одного Тела модели. Элемент структуры, у которого есть история создания, имеет рядом значок clip6218 или clip6219 для раскрытия и сворачивания ветки дерева. Остальные элементы имеют значок clip6220 или clip6221 для просмотра списка исходных родительских элементов. Некоторые элементы не имеют никакого значка, поскольку в структуре модели у них нет ни родителей, ни истории создания.

Раскрывая ветки дерева модели, для каждой операции можно увидеть элементы, на основе которых она создавалась. С целью просмотра или изменения его параметров можно выбрать объект с помощью Левый клик ТекстЛевый клик Текст. При нажатии Правый клик Текст выводится контекстное меню с командами для элемента.

3D элементы построения и операции можно выбирать в дереве 3D модели, в папках с элементами соответствующего типа. При наведении курсора на имя 3D элемента в дереве модели он подсвечивается в 3D сцене – это помогает сориентироваться при большом количестве элементов того же типа в модели. При выборе Левый клик Текст операции, находящейся в глубине структуры модели, система попытается подсветить в 3D окне те топологические элементы модели (ребра, грани, вершины), которые были созданы данной операцией. Это возможно при условии, что такие элементы еще можно обнаружить на конечном Теле. Такая подсветка помогает определить, за какую часть модели ответственна та или иная операция. Последовательно перебирая операции в дереве модели, можно понять порядок и назначение операций. Таким образом проводится первый общий анализ структуры модели.

Для того, чтобы при выборе элементов в дереве 3D модели учитывались настройки селектора и фильтра, установленные для 3D окна, можно в контекстном меню для дерева 3D модели включить флажок “Использовать фильтр текущего вида”.

При анализе структуры полезно знать, что операции, являющиеся последними в истории создания Тела модели, то есть те, что расположены в 3D окне, указываются в дереве модели по умолчанию чёрным цветом. Для отображения остальных операций используется голубой цвет. Имена видимых 3D элементов построения также отображаются в дереве 3D модели чёрным цветом. Невидимые (т.е. скрытые с помощью уровней, команды погашения и другими способами) элементы отображаются в дереве 3D модели серым цветом. При выборе их в дереве 3D модели и даже просто при подведении к ним курсора скрытые 3D элементы подсвечиваются в 3D сцене.

Более подробную информацию о работе с окном см. в разделе «3D модель».

 

Откат

В системе имеется возможность отката трёхмерной модели на уровень определённой операции. Эта функция является полезной в тех случаях, когда необходимо произвести доработку модели где-то в середине дерева модели, то есть вернуть её на более ранний этап создания.

Для выполнения отката нужно воспользоваться окном «3D модель». Выберите операцию, до уровня которой нужно выполнить откат. Нажмите Правый клик Текст. В контекстном меню выберите пункт «Откатить модель». Для завершения отката в контекстном меню нужно выбрать команду «Завершить откат».

       

Элементы и операции, находящиеся в истории модели после точки отката, в этом режиме гасятся и становятся недоступными для работы. В этот момент они помечаются полупрозрачными иконками в дереве модели. Все вновь создаваемые элементы и операции в режиме отката автоматически встраиваются в историю модели. В этот момент при необходимости система автоматически перестраивает нужные взаимосвязи для восстановления последующих операций. Если по какой-либо причине в результате внесенных изменений в модели возникают ошибки, система предложит восстановить исходное состояние модели, которое было до отката. Это защищает пользователя от внесения в модель некорректных изменений.

Иногда с целью детального исследования структуры модели и проведения экспериментов полезно использовать последовательное удаление элементов и операций из 3D модели. При этом система не будет тратить время на сохранение и перестроение связей, как во время отката. Сама модель может быть при этом испорчена, поэтому такой метод желательно использовать при работе с копией исходного файла.

Поиск параметрических зависимостей и связей переменных

Часто требуется определить, какие элементы непосредственно зависят от той или иной переменной, какая геометрическая или параметрическая связь имеется у выбранного элемента с другими объектами модели. В окне «3D модель» эта информация не отображается.

Команда ?>Информация выводит специальное диалоговое окно, в котором отображается полная структура модели с указанием всех элементов модели. Цепочки зависимых элементов отображаются в виде дерева. В отличие от окна «3D модель» в окне «Информация» структура дана более подробно, здесь отображаются не только 3D элементы, но также элементы чертежа и все служебные объекты.

Данную команду удобно вызывать из контекстного меню, выбрав конкретный элемент. В этом случае структура модели в окне команды даётся относительно выбранного элемента или группы элементов. Структура модели может выводиться в двух направлениях связей: Родители-Потомки или Потомки-Родители.

 

В диалоговом окне команды находятся кнопки для запуска основных команд редактирования, сортировки элементов, запуска команды измерения. Данные команды применяются к элементу, выбранному в поле со структурой модели в левой части диалога.

Справа в поле «Информация» выводятся данные по элементу, который выбран в текущий момент. Способ его построения, некоторые общие параметры, идентификационный номер и т.д.

Специальная команда Параметры>Cвязи… позволяет определить элементы, которыми непосредственно управляют каждая переменная или выражение системы с участием переменной. Диалоговое окно команды аналогично окну команды ?>Информация. Здесь показаны все переменные и выражения системы и относительно них построены структурные цепочки зависимых элементов.

Поиск элементов

Поиском можно воспользоваться для выбора элемента, если известно его персональное имя или идентификатор (ID). Для поиска элемента существует специальная команда Правка>Найти…. В диалоге команды требуется ввести ID элемента или его имя. Для запуска поиска нужно закрыть диалог нажатием на кнопку [ОК]. Если система найдет элемент, она его выберет, и он подсветится в 3D окне, а его имя будет помечено в дереве модели. После этого мы сможем перейти к редактированию, например, вызвав соответствующую команду или контекстное меню нажатием Правый клик Текст.

Также в окне поиска все существующие элементы системы расположены по типам в специальных папках. Выбор можно производить и непосредственно в этом окне диалога.

Выбор элементов в 3D сцене

По умолчанию выбрать в 3D окне можно только видимые 3D элементы. Элементы, скрытые любым возможным способом – с помощью механизма уровней, механизмов подавления или погашения 3D элементов и т.п. – в 3D сцене не выбираются.

При необходимости пользователь может разрешить выбор невидимых элементов в 3D окне (команда ST: Задать параметры документа, закладка Экран).

Для выбора объекта нужно подвести к нему курсор. Система предложит текущий вариант выбора, подсветив элемент и выведет подсказку с названием элемента. Для фиксации выбора нужно нажать Левый клик Текст или Правый клик Текст. При Правый клик Текст появится контекстное меню с набором команд для выбранного элемента.

При выборе элементов нужно обращать внимание на состояние фильтров селектора. Управлять выбором 3D элементов в насыщенной 3D сцене можно с помощью настроек селектора (команда “FT: Установки селектора”) и фильтра (команда “FL: Настройка фильтра”). Кнопки быстрого управления фильтрами расположены на системной панели.

При всех включенных фильтрах обычно при наведении курсора на Тело в первую очередь предлагаются топологические элементы (грани, ребра, вершины).

Часто под курсор попадает сразу несколько объектов. В этом случае, если предложенный системой вариант выбора не подходит, после 2 сек. паузы появится курсор многовариантного выбора. Выбрать другой вариант можно при помощи колеса мыши.

Выбор операций по элементам геометрии

В системе существует возможность, выбрав топологический элемент (грань, ребро, вершину), перейти к редактированию операции, его образовавшей. Для этого используется контекстное меню.

При этом в контекстном меню каждого топологического элемента имеется выпадающее подменю для последней операции в дереве модели тела. Название строки в контекстном меню соответствует имени последней операции тела, для которого сформировано подменю. Так, например, на рисунке показано, что при вызове контекстного меню для грани, образованной операцией «Выталкивание_1», в контекстном меню значится название последней операции в дереве модели тела – «Сглаживание_5».

Перейдя в подменю операции можно вызвать в том числе и команду её редактирования.

В наборе фильтров селектора на системной панели есть опция <Ctrl+Alt+J> Выбор операций по созданным граням, которая позволяет по топологическим элементам выбирать более ранние операции в истории модели. Если включить эту опцию, то в контекстном меню будут появляться имена тех операций, которые непосредственно создали выбранный топологический элемент.

Сделаем данную опцию активной. И ещё раз вызовем контекстное меню для вертикальной грани. Из рисунка видно, что при активной опции , в контекстном меню значится уже не имя последней операции в дереве модели тела («Сглаживание_5»), а имя операции образовавшей эту грань, т.е. - «Выталкивание_1».

Аналогичным образом, при активной опции , система будет работать и для других элементов, например, для грани ребра, образованного скруглением.

Для быстрого перехода в редактирование любой операции тела можно использовать опцию <Ctrl+Alt+J> Выбор операций по созданным граням совместно с фильтром <Ctrl+Alt+X> Выбор операций.

Тогда, при наведении курсора в 3D сцене на грани тела, система будет предлагать для выбора операции, которые участвовали в создании или модификации данной грани. Если образующей операцией элемента является Примитив, Выталкивание или Листовой металл, то автоматически будут доступны управляющие манипуляторы.

Для редактирования других операций можно воспользоваться командой Изменить доступной во всплывающей панели.

Если для данной грани система находит несколько операций, у курсора появится значок многовариантного выбора.

 

Измерение и проверка геометрии

В системе существует несколько различных инструментов для проведения разного рода измерений геометрических данных и проверок. В данном параграфе приводится полный список без подробного объяснения приёмов работы с ними. За подробным объяснением можно обратиться в специализированные разделы документации.

Команда “Параметры|Измерить” предназначена для получения геометрических сведений об объекте или измерения отношений между двумя выбранными объектами. В основном работа с этой командой ведётся в 3D окне или на пространстве чертежа, где выбираются объекты для измерения. Полученные результаты можно связать с переменной. Эта возможность используется при необходимости сохранить результат измерений или включения полученных данных в другие выражения, управляющие какими-либо параметрами модели. Данная команда также доступна из контекстного меню при выборе Правый клик Текст геометрического объекта или из контекстного меню, вызванного при работе в поле ввода любого диалога.

Набор команд в группе “Сервис|Анализ геометрии|…” предназначен для проведения различных исследований модели, таких как получение масс-инерционных характеристик выбранного тела, проверка корректности геометрии тел, анализ тел модели на взаимное проникновение и касание и т.д.

Иногда для проведения серии измерений расстояний между различными элементами детали удобно построить где-нибудь на 2D странице временную 2D проекцию и проставить необходимые размеры. После проведения измерений эту проекцию можно удалить, если она для других целей больше не нужна.

 

Определение сбойных элементов и причин ошибок регенерации модели

При возникновении ошибок во время пересчёта модели система подаёт соответствующие сигналы. Пользователь должен уметь их правильно интерпретировать с тем чтобы впоследствии грамотно и быстро устранить причину ошибок, восстановить корректность модели.

Окно «Диагностика»

Служебное окно «Диагностика» предназначено для вывода различных системных сообщений об ошибках в модели во время пересчёта, предупреждений, информационных сообщений.

В окно диагностики выводятся сообщения в виде строк. Каждая строка состоит из значка типа сообщения (clip6398 clip6399 clip6400 об ошибке, информационное и т.д.), краткого изложения причины сообщения и обозначение типа элемента модели. Кроме того, в сообщении указывается имя/идентификатор “проблемного” элемента модели.

clip6402

Рассмотрим ниже наиболее типичные ошибки, возникающие при пересчёте модели:

Текст сообщения

Пояснения

clip6403Геометрия слишком сложная…

Указанный в свойствах операции геометрический параметр (например, радиус сглаживания) не позволяет получить корректный результат в текущих условиях. Для устранения ошибки нужно исследовать окружающую геометрию вокруг места проведения операции, либо изменить значение геометрического параметра.

clip6404Ошибка регенерации *исходного/родительского элемента*

Один или несколько элементов, на основе которых построена указанная в сообщении операция, по каким-то причинам выпал из процесса регенерации. Из-за отсутствия исходного элемента операция не может быть пересчитана. Для исправления ошибки нужно либо попытаться восстановить исходный элемент, либо перестроить операцию.

clip6405Вырожденный *элемент*

Исходные данные, использованные при построении элемента (обычно 3D профиля или 3D пути), по каким-либо причинам исключают возможность корректного построения элемента. Для исправления этой ошибки нужно проверять исходные 2D построения (самопересекающиеся штриховки, нарушение целостности контура и т.п.).

clip6406Ошибка открытия файла фрагмента

Ссылка на несуществующий файл

Система не смогла обнаружить требуемый файл ни по указанной ссылке, ни в папке файла сборки.

clip6407Ошибка регенерации *элемента*

Система обнаружила прочие ошибки при пересчёте элемента, приводящие к невозможности получить результат.

clip6408Задан некорректный набор входных данных

Исходные параметры операции не позволяют получить результат. Требуется изменить исходные элементы либо геометрические параметры операции.

clip6409Операнд для булевой операции отсутствует

Исчезновение операнда булевой операции может быть связано с ошибкой его регенерации либо с параметрическими изменениями модели, приводящими к исчезновению тела. В этом случае остается только один операнд, и наличие булевой операции в цепочке операций модели теряет смысл. Однако при создании различных параметрических исполнений детали может понадобиться создание «мигающих» элементов. В параметрах Булевой операции есть опция, позволяющая допускать отсутствие операндов.

clip6410Ошибка пересчёта модели фрагмента

Сообщение общего плана, информирующее о том, что при регенерации Детали или 3D фрагмента в его модели возникли ошибки. Для исправления ошибки нужно исследовать модель фрагмента. Использовать команду «Открыть фрагмент», «Деталировка».

clip6411Рекурсия при задании элемента

В большинстве случаев система заранее предупреждает таким сообщением пользователя о попытке создания рекурсивных связей (т.е. зависимостей элемента от самого себя). Появление такого сообщения при регенерации модели означает, что в модели уже имеются рекурсивные связи. Для продолжения нормальной работы обязательно следует найти и разорвать рекурсию путём перестроения элементов, имеющих неверные связи.

После появления в диагностике сообщений об ошибках нужно исследовать и устранять причину. Выбирая строчку сообщения в окне диагностики пользователь автоматически выбирает и сам элемент. Нажатием Правый клик Текст можно вызвать контекстное меню с командами для выбранного элемента, среди которых есть команды для редактирования (см. ниже «Приёмы редактирования»).

clip6413

В диагностику могут поступать сообщения об ошибках регенерации, возникших во время пересчёта 3D фрагментов. В этом случае контекстное меню будет содержать команду «Показать структуру фрагмента». При запуске этой команды система покажет, в каком фрагменте возникла данная ошибка. Далее в зависимости от потребности можно использовать команды «Открыть фрагмент» или «Деталировка» для исследования модели фрагмента.

По причине того, что элементы модели связаны между собой, сбой в одном элементе может одновременно повлечь за собой цепочку ошибок в других элементах. В таких случаях надо начинать устранять проблемы, начиная с самого первого сбойного элемента. Поэтому при наличии нескольких сообщений следует обратить внимание в первую очередь на начало списка в верхней части окна диагностики.

Иногда корректировки требует не тот элемент, при пересчёте которого выдана ошибка, а один из его “родителей”. Например, 3D профиль сам по себе не вызывает ошибок регенерации, но его геометрия не позволяет корректно рассчитать дальнейшую операцию. В таком случае нужно искать причину изменения 3D профиля. Возможно, она кроется на странице рабочей плоскости, где выполнены построения исходных данных для профиля. Ошибка в 3D элементе-потомке в результате может исчезнуть автоматически.

 

Окно «3D модель»

Параллельно с диагностикой пользователь может работать со структурой 3D модели в окне «3D модель» для поиска нужного элемента. Элементы модели, в которых обнаружена ошибка, помечаются специальными значками:

Красный крест на элементе (clip6414, clip6415, clip6416) означает, что сбой произошел именно в нем.

Красная стрелка на иконке 3D элемента (clip6417, clip6418, clip6419, clip6420, clip6421) означает, что ошибка обнаружена среди родителей. Если по ветке дерева модели проследить историю создания элемента, то можно добраться до первого сбойного элемента. При наличии ошибок красная стрелка также выводится на специальные папки дерева модели со списками элементов (clip6422, clip6423).

Синий крест на элементе (clip6424) означает, что операция была подавлена пользователем. Это не ошибка, а информационное сообщение.

Чтобы добраться до сбойного элемента надо раскрывать ветки дерева модели, следовать по структуре дерева и находить элементы с пометками.

 

Приёмы редактирования

Изменение свойств элемента без отката

Каждый элемент системы имеет определённый набор настроек и геометрические параметры. Эти параметры можно видеть и изменять в диалоговом окне параметров элемента. В любой момент можно вызвать данный диалог и изменить значения. Этим удобно пользоваться, когда нет необходимости запускать команду редактирования, при работе которой система вынуждена производить пересчёт до редактируемого элемента, на что может потребоваться время.

Для вызова диалога свойств элемента нужно выбрать элемент. Сделать это можно в окне «3D модель», непосредственно на модели или воспользоваться поиском. При выборе элемента можно нажать Правый клик Текст и вызвать контекстное меню, в котором выбрать команду «Свойства». При работе в окне «3D модель» свойства элемента можно вызвать просто Левый клик ТекстЛевый клик Текст.

При выборе элемента Левый клик Текст в окне свойств отображаются некоторые общие свойства, которые можно изменить. Таким же образом можно обрабатывать общие параметры одновременно нескольких выбранных элементов. Выбрать несколько элементов удобно в окне «3D модель» при помощи клавиш <Shift> или <Ctrl>. После выбора объектов в окно свойств загрузится таблица со всеми параметрами, общими для группы выбранных объектов. Для внесения изменений нужно поставить галочки напротив соответствующих параметров, задать новые значения и нажать кнопку окна свойств.

 

Работа в команде «Изменить»

Каждый элемент системы имеет собственную команду редактирования, предназначенную для изменения способа задания, набора исходных данных и т.д. Для запуска команд редактирования имеется несколько способов.

Команды для редактирования всех типов 2D и 3D элементов находятся в текстовом меню «Правка»:

Клавиатура

Текстовое меню

Пиктограмма

<3E..>

«Правка|Построения|…»

<3E..>

«Правка|Операции|…»

 

В большинстве случаев название команды редактирования 3D элемента отличается от названия команды его создания одной буквой “E” (Edit). Например: “3N” – “3EN” – команды построения и редактирования 3D узлов, “3X”– “3EX” – команды создания и редактирования операции выталкивания. Иконка таких команд отличается от команд создания специальным значком в виде ножниц .

Для того, чтобы редактировать конкретный элемент, необходимо сначала выбрать его, а затем запустить команду редактирования. Выбрать эле-мент можно в 3D окне, в дереве 3D модели Правый клик Текст, тогда команда «Изменить» будет доступна в контекстном меню. Можно воспользоваться окном «Информация» (см. выше), в котором имеется кнопка [Изменить], или запустить команду редактирования, предварительно выбрав элемент, например, при помощи команды «Поиск».

При запуске редактирования конкретного элемента система как бы оказывается в команде его создания с уже заданными параметрами и выбранными геометрическими элементами. Далее пользователь может работать, используя те же методы и приёмы, которые он применяет в команде создания элемента. Описание этих приёмов можно найти в специализированных главах документации.

clip6459

Если на момент запуска команды редактирования элемент еще не был выбран, то в автоменю команды будут присутствовать опции для выбора элемента и общих специальных действий команды редактирования:

<Esc>

Отменить выбор всех элементов

Опция сбрасывает выбор выбранных объектов.

<A>

Выбрать все элементы

Опция позволяет выбрать все объекты определённого вида, имеющиеся в модели. Выбор невидимых объектов возможен при соответствующем разрешении, установленном в команде ST: Параметры документа на закладке «Экран».

<Z>

Выбрать элемент по имени

Предлагается список доступных для выбора элементов.

<I>

Выбрать другой ближайший элемент

Если первый 3D элемент был выбран по родительскому 2D элементу, то при использовании данной опции будут поочередно выбираться все 3D элементы построения редактируемого типа, созданные на основе 2D элементов. Если был выбран элемент в 3D окне, то будут выбираться все аналогичные 3D элементы, попавшие в луч поиска. Луч поиска направлен перпендикулярно плоскости экрана и проходит через точку, в которой расположен курсор в момент выбора. Выбираться будут только те элементы, которые находятся в непосредственной близости к месту указания курсором. Многократное использование данной опции приводит к последовательному выбору таких 3D элементов.

<P>

Задать параметры элемента

Эта опция позволяет изменить параметры выбранного 3D элемента. При вызове опции на экране появляется окно диалога параметров элемента. Данная опция полностью аналогична команде изменения параметров 3D элемента, вызываемой из контекстного меню (при выборе 3D элемента в режиме ожидания команды).

<F4>

Выполнить команду редактирования элемента

Опция запускает команду создания элемента и загружает в неё все исходные данные, установленные для редактируемого элемента. Далее пользователь может вносить изменения в набор исходных данных, пользуясь приёмами для работы в команде создания элемента.

<R>

Изменить способ задания

Опция позволяет изменить способ создания выбранного 3D элемента. Данный режим аналогичен команде перезадания 3D элемента, вызываемой из контекстного меню (при выборе 3D элемента в режиме ожидания команды).

<Del>

Удалить элемент

Работа данной опции аналогична работе команды “Удалить”, вызываемой из контекстного меню (при выборе 3D элемента в режиме ожидания команды).

<M>

Преобразование

Опция вызывает команду “3EG: Преобразование элементов” для выбранного 3D элемента или группы элементов. Работа с командой подробно описана в главе “Создание “преобразований” 3D элементов” данного руководства.

Если в команде редактирования при помощи опции и <Shift> или <Ctrl> выбрать несколько элементов одного типа, то в автоменю будут доступны только опции для преобразования и удаления.

 

Сохранение геометрии операции при пересчёте

При входе в команду редактирования система выполняет откат модели до состояния, в котором она находилась на момент создания операции. В сцене остаются только те элементы, которые не являются зависимыми от редактируемого объекта. При выполнении отката требуется регенерация части модели, поэтому вход в команду может занимать некоторое время.

Для ускорения процесса входа в команду редактирования за счёт исключения фазы регенерации можно включить сохранение промежуточной геометрии для какой-то определенной операции. Это несколько увеличит объем используемой памяти и размер файла модели, но позволит более оперативно осуществлять редактирование. В принципе, сохранение геометрии может использоваться и как временный инструмент во время экспериментов по редактированию модели. Для включения сохранения геометрии нужно выбрать Правый клик Текст операцию (например, в дереве модели) и в контекстном меню выбрать пункт «Сохранять геометрию при пересчёте». Система выдаёт пользователю запрос, когда ей выполнить регенерацию для расчёта сохраняемой геометрии – немедленно или подождать очередного пересчёта:

При установленном параметре «Сохранять геометрию при пересчёте», иконка операции в дереве модели помечается специальным значком .

 

Перезадание элемента

В контекстном меню для любого 3D элемента при выборе его Правый клик Текст имеется команда «Перезадать», которая позволяет изменить текущий способ создания элемента. Система переходит в состояние отката на момент перед созданием элемента, запускает команду создания элемента. Далее пользователь должен заново создать этот элемент. Обычно эта команда применяется вместо того, чтобы просто удалить элемент и создать новый, поскольку он может еще где-то использоваться. При этом обязательно требуется сохранить его старый идентификатор, имя и последующие связи.

 

Удаление элемента

Для удаления элементов из модели в системе имеется несколько возможностей. В зависимости от ситуации можно удалять группы зависимых объектов или исключать отдельные объекты из структуры модели, если это возможно. Также система позволяет автоматически найти неиспользуемые в моделировании объекты и удалить их.

 

Команда “Удалить” (команда удаления 3D элемента)

Команда «Удалить» вызывается из контекстного меню при выборе элемента или группы элементов. Команда позволяет удалить один или несколько элементов (как 3D, так и 2D элементов). При удалении выбранных объектов возможно автоматическое удаление их родительских элементов, при условии, что в 3D модели они больше нигде не используются.

После вызова команды для выбранного 3D элемента(-ов) возможны два варианта развития событий.

Если выбранный элемент(-ы) не имеет зависимых элементов и более нигде не используемых родительских элементов, то удаление произойдёт сразу, без вывода на экран каких-либо сообщений. Когда это условие не выполняется, после вызова команды на экране появится окно диалога “Удаление элементов”.

clip6463

В левой части окна диалога можно выбрать один из возможных вариантов работы команды:

Удалить выбранные и зависимые элементы. При выборе этого режима будут удалены и выбранные элементы, и все от них зависящие.

Для удаления неиспользуемых родительских элементов (если они есть у выбранного элемента) следует установить флажок “Удалить неиспользуемые родительские элементы”. Если среди них окажутся рабочие плоскости, то они будут удалены со своими страницами.

Если среди выбранных или зависимых 2D объектов есть именованные, будет доступен дополнительный флажок “Не удалять именованные 2D объекты”. При установке данного флажка найденные именованные 2D объекты будут исключены из списка удаляемых.

При удалении элементов планировки (схематичных изображений 3D фрагментов на плоскостях сборки) будет доступен флажок «Удалять 3D фрагмент при удалении его проекции», чтобы удалить 3D фрагмент, связанный с удаляемым элементом планировки.

При удалении 3D фрагмента, для которого создана планировка, будет доступен флажок «Удалять все проекции 3D фрагмента при его удалении», чтобы удалить его схематичные изображения сразу на всех плоскостях.

Удалить только выбранные элементы, изменив способ задания зависимых элементов. Этот вариант доступен только при выборе 2D элементов (например, линий изображения на рабочей плоскости), имеющих зависимые 2D объекты. В результате использования данного варианта удаляются только выбранные 2D элементы. Для потомков удаленных элементов система изменяет способ задания.

В ряде случаев при удалении фрагментов может сохраняться часть их геометрии или отдельные элементы. Например, если есть внешний профиль, поднятый из документа фрагмента, и по этому профилю построено выталкивание, то при удалении фрагмента, профиль и построенное на нём выталкивание останутся в сборке.

Другой пример, если два фрагмента соединены с помощью ЛСК-коннектора, то при удалении одного из них, коннектор останется в сборке.

Если удаляется элемент, на основе которого были созданы рабочие плоскости, узлы или ЛСК, то такие потомки остаются в документе. Их положение сохраняется с учётом всех преобразований. Если такой объект создан на основе нескольких других объектов, то при удалении одного из них, связь с другими родительскими объектами также разрывается.

Исключение составляют 2D узлы, задающие границы рабочей плоскости. Разрыв связи рабочей плоскости с ними невозможен.

Исключить выбранные элементы из модели (переназначив связи зависимых элементов на другие элементы). При использовании данного способа система попытается переключить связи зависимых элементов на другие объекты модели. При удалении операции у зависимых от неё 3D элементов связи переназначаются на операцию, стоящую в дереве 3D модели перед удаляемой. Данный пункт доступен только в тех случаях, когда у удаляемого 3D элемента одновременно есть родительская операция и зависимый 3D элемент.

В правой части окна диалога отображается список удаляемых элементов. Элементы отсортированы по типам и разложены в соответствующие папки. Чтобы посмотреть информацию по выбранным для удаления элементам, можно нажать на кнопку [Информация…].

Если установить флажок у параметра “Показывать этот диалог только при нажатой клавише Shift”, то при следующих вызовах команды диалог “Удаление элементов” по умолчанию показываться не будет. Для его отображения при вызове команды придётся дополнительно нажимать <Shift>. Данный режим работы команды будет действовать до изменения пользователем состояния флажка или окончания текущего сеанса работы T-FLEX CAD.

Команда “Удалить Тело”

При выборе Тела (это можно сделать в дереве 3D модели) вместо команды “Удалить” в контекстном меню доступна команда “Удалить Тело”. Данная команда удалит из 3D модели сразу все операции, входящие в историю создания данного Тела. Кроме того, команда позволяет удалить родительские элементы, используемые в операциях данного Тела.

После вызова команды “Удалить тело” на экране появляется диалоговое окно.

clip6460

Необходимо выбрать одно из следующих действий по удалению вспомогательных элементов:

Удалить только неиспользуемые родительские построения. Вместе с Телом удаляются только построения и рабочие плоскости со своими страницами, не используемые другими элементами.

Удалить все родительские элементы. Удаляется выбранное Тело и все элементы, использованные в операциях тела (построения, переменные и т.п.), не используемые другими Телами модели.

Не удалять родительские элементы. Удаляются только операции, образующие выбранное Тело.

Флажок “Показывать этот диалог только при нажатой клавише Shift” работает аналогично одноимённому флажку команды удаления 3D элементов.

 

Команда “Удалить лишнее”

С помощью команды “Правка|Удалить лишнее” можно удалить все 2D или 3D элементы построения, которые не использовались для создания линий изображения 2D чертежа или операций.

clip6461

После вызова команды на экране появляется окно диалога “Удалить лишнее”. В нём можно установить следующие флажки:

Удалить неиспользуемые 3D построения. Будут удалены все неиспользуемые 3D элементы построения. Неиспользуемыми считаются 3D элементы построения, на основе которых не построено ни одной операции.

Удалить неиспользуемые 2D построения. Будут удалены все неиспользуемые 2D элементы построения, т.е. не использованные для создания 2D линий изображения, штриховок, размеров и др. элементов чертежа. Именованные 2D построения, т.е. 2D элементы построения, которым присвоено персональное имя, по умолчанию не удаляются. Для их удаления необходимо включить дополнительный флажок “Удалять неиспользуемые именованные 2D элементы”.

Удалить неиспользуемые невидимые переменные; Будут удалены все переменные, помеченные в редакторе переменных как “Скрытые” и не используемые нигде в модели.

Удалить неиспользуемые страницы. Будут удалены все пустые страницы текущего документа.

В число неиспользуемых 2D страниц включаются и страницы рабочих плоскостей, созданных автоматически по команде “Чертить на грани”, если пользователь на них ничего не строил. Такие страницы удаляются вместе с автоматически созданными на них проекциями исходных граней.

Удалить неиспользуемые 3D идентификаторы. При удалении неиспользуемых 3D идентификаторов уменьшается размер 3D модели. В результате также очищается список предыдущих действий для команды “UN: Отменить изменения”.

При удалении 2D элементов на странице 2D чертежа или на активной рабочей плоскости в диалоге команды доступны следующие дополнительные флажки:

Удалять неиспользуемые именованные 2D элементы. Когда данный флажок установлен, при удалении неиспользуемых 2D построений будут удаляться и именованные 2D элементы построения. Кроме того, этот флажок разрешает удаление созданных по граням рабочих плоскостей, если проекции на них содержат именованные линии изображения.

Удалять элементы только на активной странице. При установке данного флажка будут удалены неиспользуемые 2D построения только на текущей странице 2D чертежа или активной рабочей плоскости).

 

Команда редактирования исходной геометрии

С помощью данной команды можно быстро выбрать для редактирования геометрические элементы, использовавшиеся при создании выбранного 3D элемента. В список включаются 2D объекты (штриховки, 2D пути, 2D узлы и т.п.), использованные при создании выбранного 3D элемента или его родительских элементов. Если 3D элемент, например, 3D профиль, был создан по набору линий изображения на рабочей плоскости, то в список “геометрии” включается сама рабочая плоскость.

clip6462

При выборе 2D элемента в списке исходной геометрии открывается нужная страница чертежа, включается режим черчения на рабочей плоскости и запускается команда редактирования выбранного элемента. Таким образом, данную команду можно также использовать и для оперативного перехода на страницу исходной рабочей плоскости для какого-либо 3D объекта.

В контекстном меню операций, созданных на основе 3D профиля (например, выталкивания и вращений), и рабочих плоскостей, на которых построены 3D профили, также доступна дополнительная команда “Редактировать профиль”. При её вызове для операции происходит активизация рабочей плоскости, на которой расположен исходный 3D профиль данной операции.

 

Работа с элементами чертежа при редактировании

Для изменения 3D модели приходится часто работать с элементами чертежа, поскольку на их основе могут строиться базовые элементы 3D модели (3D профили, 3D пути, 3D узлы и т.д.). Пользователь может применять те же приёмы редактирования 2D элементов, которые он использует при работе с обычным чертежом. Для изменения формы 3D элемента, построенного на основе 2D элементов, нужно соответствующим образом перестроить исходные 2D элементы. Некоторые из них, например, штриховки, имеющие непосредственную связь с 3D  профилями, нельзя удалять и строить заново, если только не требуется удалить всю ветку дерева модели вместе с потомками этой штриховки. Для перестроения таких штриховок требуется использовать режим редактирования контуров штриховки. Иначе может быть нарушена структурная целостность модели. Если 3D профиль создавался на основе набора линий изображения рабочей плоскости, то эти линии можно изменять свободно, включая удаление и повторное создание. При завершении сеанса черчения на активной рабочей плоскости или при очередном пересчёте система перестроит 3D  профиль в соответствии с изменениями в линиях изображения.

Если какой-то элемент 2D построения, требующий перестроения, не может быть удален, то его можно перестроить заново, определив ему другой способ задания в команде редактирования. Опция для перестроения 2D элементов построения есть в автоменю команды редактирования линий построения.

Иногда полезно использовать команду “RL: Заменить элемент”. Она позволяет перенести все связи родителей и потомков с одного 2D элемента построения на другой и удалить исходный элемент. При этом другой элемент построения может иметь иной способ построения, свои собственные связи или зависимые элементы.

 

Обход рекурсии

Создавая сложные цепочки зависимостей между элементами, иногда в процессе изменений пользователь может попытаться задать рекурсивную зависимость, т.е. зависимость какого-либо элемента от самого себя. В подавляющем большинстве случаев система самостоятельно проверяет создаваемые связи и не позволяет сохранять изменения, приводящие к рекурсиям. Однако, изредка рекурсия все же может возникать. Обычно получаются такие зависимости в сложных цепочках связей типа «3D элементы а 2D элементы а 3D а 2D и т.д.». Для пользователя ситуация опасна тем, что он может сохранить файл с рекурсией и при последующем открытии потерять возможность отмены своих ошибочный действий. После этого нормально работать с файлом, в котором система обнаружила рекурсию, невозможно до тех пор, пока она не будет устранена.

Редактировать элементы в данной ситуации нужно особым образом. Как уже отмечалось, при попытке внесения каких-либо изменений система будет проверять наличие неверных связей в изменённой цепочке зависимых элементов. Если они обнаружатся, система не даст применить изменения. Это создаёт для пользователя определённые сложности при попытках удаления или при редактировании элементов.

Задача пользователя состоит в том, чтобы обнаружить рекурсивную связь и разорвать цепочку зависимостей в любом удобном месте за одну процедуру редактирования. Обычно достаточно  изменить способ задания определённого элемента в рекурсивной цепочке. Это может быть как 2D так и 3D элемент. Можно перезадать элемент, изменив способ его задания – например, определить его привязку в абсолютных координатах или связать его с какими-либо другими независимыми элементами.

Обнаружить такие элементы помогает окно диагностики – в строке предупреждения о рекурсии сообщаются имена элементов. Далее нужно изучить зависимости между элементами – для этого можно вызвать окно «Информация». После определения причин рекурсии можно переходить к редактированию. После внесения исправлений в качестве проверки нужно запустить пересчёт модели и убедиться в отсутствии новых предупреждений.

 

Способы упрощения структуры модели и её отображения в 3D окне

В системе T-FLEX CAD имеются средства для ускорения основных рабочих процессов за счёт освобождения дополнительных ресурсов компьютера при временном исключении из работы некоторых второстепенных процессов и деталей модели.

1.Упрощение визуализации:

включение режима рёберного отображения в большинстве случаев позволяет системе быстрее просчитывать объекты сцены, ускоряется вращение сцены, выбор объектов;

Понижение качества изображения влияет на отображение 3D объектов в сцене. Объекты выглядят более грубо, но быстрее рисуются. Регулировать качество изображения можно в команде ST: Параметры документа, на закладке “3D”;

настройки упрощения отображения 3D модели помогают справляться с вращением 3D сцены при большом ее насыщении элементами модели. Это – системные настройки, они устанавливаются в команде “SO: Задать установки системы”, на закладке “3D”. Для вызова настроечного диалога нужно нажать кнопку [Параметры графики].

любой элемент в 3D сцене можно сделать невидимым. Уменьшение количества элементов в сцене ускоряет прорисовку изображения. Погасить элемент можно, изменив настройки уровня, слоя или выбрав команду «Погасить» в выпадающем подменю «Видимость» контекстного меню при выборе элемента Правый клик Текст.

2.Подавление элементов. Подавляя отдельные операции, пользователь не только гасит их в 3D  сцене, но и исключает их из процесса регенерации. Это также позволяет сократить общее время пересчёта модели. Подавить операцию можно, вызвав команду «Подавить» через контекстное меню или задав подавление элемента в диалоговом окне параметров на закладке [Общие].

3.Набор опций для облегчения управления большой сборочной моделью. Данные опции доступны в команде ST: Параметры документа, закладка “3D”, кнопка [Сборка…].

 

Смотри: Содержание