Команда "3L" - Построить источник света |
|
Вызов команды:
Пиктограмма |
Лента |
---|---|
Вид → 3D Модель → Источник света |
|
Клавиатура |
Текстовое меню |
<3L> |
Построения > Источник света |
Источник света является элементом визуализации трёхмерных объектов, позволяющий регулировать освещенность трехмерной сцены. Источник света привязывается к 3D узлу. Направление также задается 3D узлом. Существует 3 типа источников света - точечный, направленный и прожектор.
Точечный источник света излучает свет из одной точки во всех направлениях на всю 3D сцену.
Направленный источник света излучает свет в определённом направлении на всю 3D сцену.
Прожектор источник света излучает свет из определенной точки в определенном направлении с заданным углом рассеивания.
Изображается источник света в виде небольшого "излучающего" шара.
В 3D окне происходит упрощённый расчёт освещения: освещённость (и соответственно цвет) поверхности зависит только от наклона поверхности относительно направления света. Эффекты затенения, отражения, преломления и рассеяния света отсутствуют. Для создания более реалистичного изображения сцены необходимо использовать команду «3VY: Создать фотореалистичное изображение».
Изображение источника света может быть скрыто при сохранении эффекта освещения. По умолчанию, в освещении 3D сцены также участвует источник (один или несколько) света на камере, ориентированный относительно направления взгляда. Для настройки параметров этих источников света используется команда «PW: Задать параметры 3D вида».
В одной сцене может быть создано любое количество источников света. Однако, максимальное количество источников света, влияющих на результат изображения в 3D окне, равно четырём.
Создание источника света
После вызова команды, в автоменю, наряду с общесистемными опциями, появляются следующие опции:
<1> |
Выбрать положение источника света |
|
<2> |
Выбрать направление источника света |
|
<L> |
Точечный источник света |
|
<D> |
Направленный источник света |
|
<S> |
Прожектор |
Чтобы задать положение источника света, можно воспользоваться специальным манипулятором.
Пользователь также может выбрать 3D узел или точку объекта в сцене, чтобы задать положение источника света. Для этого нужно активировать опцию .
Для выбора направления распространения света типа направленный и прожектор используется опция . Для задания направления нужно выбрать 3D узел либо точку объекта в сцене.
Первоначальный цвет источника света - белый.
Точечный источник света
Точечный источник света не имеет направления распространения света, поэтому для его создания нужно указать только положение самого источника света.
Для создания точечного источника света нужно выбрать опцию:
<L> Точечный
Схема распространения света, излучаемого точечным источником |
Направленный источник света
Направленный источник света создаётся при включённой опции:
<D> Направленный
Для направленного источника света необходимо задать положение источника света и направление распространения света. После этого можно нажать пиктограмму .
Схема распространения света, излучаемого направленным источником |
Прожектор
Для создания прожектора используется опция:
<S> Прожектор
Для прожектора необходимо задать положение источника света и направление распространения света. После этого можно нажать пиктограмму .
Схема распространения света, излучаемого прожектором |
Чертежи с примерами построения всех типов источников света находятся в библиотеке «Примеры 3D 15» по следующему пути: “3D Построения/Источники света”.
Параметры источника света
Для задания параметров источника света необходимо вызвать окно диалога. Это осуществляется с помощью опции:
<P> Задать параметры источника света
Тип. Данный параметр отображает тип источника света (точечный, направленный, прожектор).
Задаётся автоматически в процессе построения.
Интенсивность. Задаёт интенсивность источника света. Чем выше интенсивность света, тем сильнее он влияет на изображение в 3D окне, и тем выше яркость результирующего изображения.
Угол рассеивания. Задаёт угол рассеивания прожектора.
Скорость падения интенсивности. От скорости падения зависит плавный переход границ пятна освещенности у прожектора. На приведённом справа рисунке отчётливо заметны возможности данного параметра при значении 0 и 1 соответственно.
Параметры группы «Видимость» являются общесистемными и задают режимы отображения источника света на экране:
Цвет. Цвет источника света. Таким цветом рисуется источник света в 3D окне, и свет такого цвета излучает источник.
Показать изображение в 3D виде. Установка данного параметра делает изображение источника света, присутствующего в 3D сцене, видимым. Если параметр не установлен, то источник света будет скрыт, но эффект освещения сохранится. Чтобы выбрать или изменить свойства источника света, невидимого в 3D окне, необходимо использовать дерево модели.
Показывать на фрагменте. Если модель используется в качестве 3D фрагмента, то источник света, у которого данный параметр установлен, экспортируется в сборочную модель.
Инструкции POV. В поле данного параметра можно записать инструкции, которые будут добавлены в конце описания источника света при экспорте данного файла в POV для создании фотореалистичного изображения.
Для редактирования источника света используется команда 3EL.
Смотри: Вспомогательные 3D элементы