Вращение 3D сцены

Предыдущая страницаВ началоСледующая страница

Управление системной камерой

В первоначальный момент после открытия 3D окна системная камера располагается на расстоянии, обеспечивающем обзор всех элементов 3D сцены (т.е. всех 3D построений и 3D Тел, существующих в модели). Для обзора 3D сцены её можно произвольно вращать и/или перемещать, приближать/удалять, меняя положение и направление взгляда, а также масштаб изображения в 3D окне.

При наблюдении за 3D окном в процессе вращения/перемещения системной камеры у пользователя создаётся впечатление, что движется не камера, а сама 3D сцена. Поэтому в дальнейшем при описании работы с 3D моделью мы часто будем говорить о процессе вращения/перемещения системной камеры как о вращении 3D сцены.

Вращение 3D сцены

При работе с 3D моделью чаще всего используется режим свободного вращения, поэтому он установлен в 3D окне по умолчанию. Камеру можно перемещать в плоскости экрана, вращать и приближать/отдалять с помощью мыши и клавиатуры.  

Следует понимать, что под приближением/отдалением камеры имеется в виду изменение фокусного расстояния её объектива. При этом сама камера остается на месте. Этот процесс похож на работу настоящей камеры.

Наиболее часто используемый способ вращения камеры - перемещение курсора мыши с зажатой Левый клик Текст в пределах 3D окна.

Для быстрого изменения положения и масштаба 3D сцены можно использовать ряд дополнительных команд, которые описаны в разделе Управление видом на плоскости.

Центр вращения камеры

Вращение изображения в 3D окне при активной системной камере по умолчанию осуществляется перемещением камеры вокруг центра сцены. При необходимости центр вращения можно изменить с помощью команды Выбрать центр вращения:

Пиктограмма

Лента

SetCenterofRotation

Вид > 3D модель > Выбрать центр вращения > Выбрать центр вращения

Клавиатура

Текстовое меню

<3RC>

Вид > Вращение > Выбрать центр вращения

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

После вызова на экране появляется изображение текущего центра вращения камеры в виде перекрестья. В окне Параметры становятся доступны следующие опции:

Intersectionpoint Точка пересечения

SelectBody2 Центр тела

Под опциями отображаются координаты X, Y и Z выбранного центра вращения.

RotationCenterSelect

Для того, чтобы в качестве центра вращения выбрать центр масс 3D операции, достаточно включить опцию SelectBody2, а затем указать в 3D сцене Левый клик Текст нужную операцию. Перекрестье, обозначающее центр вращения, переместится в центр масс тела, созданного указанной операцией.

Опция Intersectionpoint позволяет задать в качестве центра вращения произвольную точку. Для этого после выбора опции достаточно указать в 3D сцене Левый клик Текст требуемую точку. Если луч, проходящий через данную точку перпендикулярно плоскости экрана, пересечёт какой-либо 3D объект, центр вращения будет перемещён в указанную точку. Если луч не пересекается ни с одним из 3D объектов, то центр вращения не меняется.

 

Задать произвольный центр вращения 3D сцены можно и без вызова команды Выбрать центр вращения. Для этого достаточно в режиме ожидания команды подвести курсор к любому телу в 3D сцене, нажать Левый клик Текст и, не отпуская кнопки, удержать курсор в неподвижном положении некоторое время. В указанной точке появится маркер в виде крестика. Это сигнализирует о том, что данная точка будет использоваться в качестве временного центра вращения 3D сцены. После завершения вращения (при отпускании кнопки мыши) центр вращения возвращается в исходное положение.

 

Команда Сбросить центр вращения используется для возврата к центру вращения по умолчанию:

Пиктограмма

Лента

RotationCenterReset

Вид > 3D модель > Выбрать центр вращения > Сбросить центр вращения

Клавиатура

Текстовое меню

 

Вид > Вращение > Сбросить центр вращения

Режим фиксированного направления взгляда

Включается с помощью команды Зафиксировать.

Пиктограмма

Лента

Fix

Вид > 3D модель > Свободное > Зафиксировать

Клавиатура

Текстовое меню

<3RL>

Вид > Вращение > Зафиксировать

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

При включении данного режима фиксируется направление взгляда, т.е. вращение 3D сцены невозможно. При этом можно масштабировать камеру и перемещать её в плоскости экрана. Данная настройка сохраняется в текущем документе и действует и при дальнейших сеансах работы с ним.

Для отключения режима фиксированного направления необходимо выбрать любой режим вращения камеры.

Режимы вращения системной камеры

Существуют следующие режимы вращения системной камеры.

Свободное вращение.

Вращение относительно одной из осей системы координат, расположенной в центре вращения камеры.
Ориентация осей может определяться в глобальной системе координат, или в системе координат экрана.

Панорамное вращение.

 

Режим Свободное вращение:

Пиктограмма

Лента

Free

Вид > 3D модель > Свободное > Свободное

Клавиатура

Текстовое меню

<3RF>

Вид > Вращение > Свободное

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

Режим свободного вращения установлен по умолчанию. В этом режиме вращение 3D камеры может осуществляться в любом направлении относительно центра вращения.

 

Режим Вращение вокруг оси X:

Пиктограмма

Лента

Xrotation2

Вид > 3D модель > Свободное > Вокруг оси X

Клавиатура

Текстовое меню

<3RX>

Вид > Вращение > Вокруг оси X

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

В центре вращения располагается мнимая система координат, относительно оси X которой происходит вращение. Ориентация осей этой системы координат зависит от того, активен ли режим вращения в системе координат экрана (см. ниже). Если режим активен, направление осей соответствует направлению осей экрана; в противном случае - направлению осей глобальной системы координат.

 

Режим Вращение вокруг оси Y:

Пиктограмма

Лента

Yrotation2

Вид > 3D модель > Свободное > Вокруг оси Y

Клавиатура

Текстовое меню

<3RY>

Вид > Вращение > Вокруг оси Y

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

В центре вращения располагается мнимая система координат, относительно оси Y которой происходит вращение. Ориентация осей этой системы координат зависит от того, активен ли режим вращения в системе координат экрана (см. ниже). Если режим активен, направление осей соответствует направлению осей экрана; в противном случае - направлению осей глобальной системы координат.

 

Режим Вращение вокруг оси Z:

Пиктограмма

Лента

Zrotation2

Вид > 3D модель > Свободное > Вокруг оси Z

Клавиатура

Текстовое меню

<3RZ>

Вид > Вращение > Вокруг оси Z

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

В центре вращения располагается мнимая система координат, относительно оси Z которой происходит вращение. Ориентация осей этой системы координат зависит от того, активен ли режим вращения в системе координат экрана (см. ниже). Если режим активен, направление осей соответствует направлению осей экрана; в противном случае - направлению осей глобальной системы координат.

 

Ориентация осей вращения для перечисленных выше трёх режимов определяется состоянием режима В системе координат экрана:

Пиктограмма

Лента

ScreenCoordinationSystem

Вид > 3D модель > Свободное > В системе координат экрана

Клавиатура

Текстовое меню

<3RS>

Вид > Вращение > В системе координат экрана

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

Активация данного режима ориентирует оси системы координат, относительно которой происходит вращение, по направлениям осей экрана. Таким образом две оси лежат в плоскости экрана (одна - горизонтально, другая - вертикально), а третья ось совпадает с направлением взгляда (перпендикулярна плоскости экрана). Если режим не активен, оси системы координат, относительно которой происходит вращение, соответствуют осям глобальной системы координат.

 

Режим Панорама:

Пиктограмма

Лента

Panorama

Вид > 3D модель > Свободное > Панорама

Клавиатура

Текстовое меню

<3RP>

Вид > Вращение > Панорама

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

В данном режиме ось Z нельзя наклонить вправо/влево, но всё еще можно наклонять вперёд/назад. Проекция оси Z на плоскость экрана всегда остается вертикальной. Режим панорамного вращения может быть полезен при работе с моделями зданий, мебели, интерьеров и т.д.

Автоматическое вращение

Вызов команды:

Пиктограмма

Лента

AutoRotate

Вид > 3D модель > Свободное > Автоматическое вращение

Клавиатура

Текстовое меню

<3RA>

Вид > Вращение > Автоматическое вращение

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

Автоматическое вращение может осуществляться в любом из вышеперечисленных режимов вращения системной камеры.

Для задания режима автоматического вращения необходимо с зажатой левой кнопкой мыши переместить ее в направлении вращения и затем отпустить. В результате будут определены параметры вращения: направление и угловая скорость. До отмены режима автоматического вращения, 3D окну периодически будет посылаться команда вращения с этими параметрами, что создает эффект вращения 3D сцены по инерции.

Автомасштабирование

Вызов команды:

Пиктограмма

Лента

AutoResize

 

Клавиатура

Текстовое меню

<3VA>

Вид > Автомасштабирование

Также команду можно вызвать из контекстного меню.

Команда включает/выключает режим, при котором после пересчёта модели положение и масштаб камеры автоматически меняются таким образом, чтобы в кадр попали все имеющиеся 3D объекты.

Развернуть по нормали к выбранному элементу

Вызов команды:

Пиктограмма

Лента

TurnbyNormal

 

Клавиатура

Текстовое меню

<3VN>,
<Ctrl>+<F8>

Вид > Развернуть по нормали к выбранному элементу

Также команда доступна на панели Вид в 3D окне, в том числе в режиме черчения на активной рабочей плоскости. Вызов команды возможен не только в режиме ожидания, но и в процессе использования других команд. В последнем случае состояние активной команды будет сохранено и система вернётся к нему после выхода из команды разворота по нормали.

В режиме черчения на активной рабочей плоскости команда совмещает направление взгляда с нормалью к этой плоскости.

Вне режима черчения на активной РП после вызова команды необходимо выбрать плоский объект, о чём свидетельствует активность следующей опции автоменю:

Intersectionpoint

<P>

Выбрать элемент

Наведите курсор на желаемый объект и нажмите mouse left. В результате направление взгляда будет совмещено с нормалью к выбранному объекту. После того, как установлено желаемое направление взгляда, выйдите из команды, нажав mouse rightили <Esc>, либо воспользовавшись следующей опцией автоменю:

AutomenuCancel1

<X>

Выйти из команды

Если плоский объект выбран заранее перед вызовом команды, то камеру сразу будет повёрнута в соответствии с его нормалью. В таком случае остаётся только выйти из команды.

Вращение сцены с помощью контекстного меню

Команды вращения сцены также доступны в контекстном меню, вызываемом при нажатии mouse right на пустом месте в 3D сцене в режиме ожидания команды.

Если тот или иной режим включен, то соответствующие ему иконки в текстовом и контекстном меню подсвечиваются.

3DScene8