Вызов команды:
Пиктограмма |
Лента |
---|---|
Чертёж > Ограничения > Ограничение > Касание Рабочая плоскость > Ограничения > Ограничение > Касание |
|
Клавиатура |
Текстовое меню |
<SC>><T> |
|
Окно параметров команды <SС> Ограничение |
|
<T> |
Касание |
Ограничение можно создать между двумя любыми линиями эскиза, кроме отрезков прямой. Если нет каких-либо дополнительных ограничений, то вариантов касания двух линий бесконечно много. Точка касания будет определяться случайным образом.
Если положение обоих объектов не фиксировано другими ограничениями, то, какой объект будет перемещён при применении касания, зависит от типа объектов.
При создании ограничения между объектами любого типа, кроме сплайнов, перемещается объект, выбранный вторым.
При создании ограничения между сплайном и объектом любого другого типа перемещается объект, отличный от сплайна.
При создании ограничения между двумя сплайнами перемещаются оба сплайна.
Если фиксировано положение только второго объекта, то будет перемещен первый. Если фиксировано положение обоих объектов, то новое ограничение выдаст ошибку.
Если у перемещаемого объекта нет фиксированных точек, то он перемещается без изменения геометрии.
При перемещении сплайнов их форма меняется произвольным образом. Остальные объекты сохраняют форму при перемещении, за исключение случаев, когда зафиксировано положение их отдельных точек. В последнем случае, перемещается не весь объект, а только незафиксированные точки, что ведёт к изменению геометрии объекта. Если фиксация точек перемещаемого объекта не позволяет реализовать касание, то дополнительно перемещается и незафиксированные точки другого объекта, что ведёт к изменению геометрии последнего.
Ограничение позволяет выбирать несколько вторых объектов.
Если касающиеся объекты не доходят друг до друга, то при выборе созданного ограничения или наведении на него курсора, будут отображаться тонкие пунктирные линии, продлевающие объекты до точки касания.
Пиктограмма ограничения отображается рядом с точкой касания ограничиваемых объектов.
По умолчанию рядом с пиктограммой ограничения в окне чертежа отображается цифровой индекс, означающий порядковый номер ограничения. Отображение индексов можно отключить в установках системы.
Примеры
Касание эллипса и двух окружностей
Пусть нам даны эллипс и две окружности. Выбираем ограничение Касание.
Нажатием выбираем сначала эллипс, затем окружность. Т.к. эллипс выбран первым, то он сохранит положение, а окружность переместится. Касание может быть с любой стороны эллипса и окружности. Но, как правило, ограничение создаётся таким образом, чтобы элементы перемещались по кратчайшему расстоянию, т.е. по прямой до ближайшей возможной точки касания. Например, если бы начальное положение окружности было другим, то и точка касания была бы другой.
Заканчиваем ввод ( или <Ctrl>+<Enter>). Рядом с точкой касания появляется пиктограмма, обозначающая ограничение касания. Далее по аналогии выбираем следующие два элемента: эллипс и вторую окружность. Завершаем ввод – появляется новое ограничение. Вновь, как и в первом случае, окружность совершила перемещение до ближайшей точки касания.
Создадим ограничение Касание между двумя окружностями. Действуем по аналогии: выбираем окружности при помощи , завершаем ввод ( или <Ctrl>+<Enter>). Создалось третье ограничение. В окне Элементы модели можно увидеть созданные ограничения.
Меняя начальное положение элементов, можно определять стороны касания. Например, возможен вариант, когда касание всех трёх линий между собой будет в одной точке.
Касательный отрезок к дуге в заданной точке
Пусть даны дуга и отрезок. Нужно сделать так, чтобы отрезок стал касательным к дуге в точке начала дуги.
Для начала создадим ограничение Совпадение, чтобы точка начала дуги всегда находилась на отрезке. Для этого, выбрав указанное ограничение, при помощи выбираем отрезок и точку начала дуги. Завершаем ввод объектов ограничения. Элементы переместятся таким образом, чтобы точка начала дуги лежала на прямой, на которой лежит отрезок.
Теперь создадим касание. Выбираем тип ограничения Касание, далее при помощи выбираем сначала дугу, затем отрезок. Завершаем ввод объектов ограничения ( или <Ctrl>+<Enter>). Отрезок перемещается, дуга сохраняет положение, геометрия обоих объектов не меняется.
Теперь при любых последующих изменениях геометрии объектов отрезок (или прямая, на которой лежит отрезок) будет касательным к дуге в точке начала дуги.