Вызовите команду «Создать новый чертеж».
В результате выполнения команды откроется новое окно и создастся новый чертеж без имени. Для задания имени для нового чертежа необходимо вызвать команду «Сохранить». На экране появится окно, в котором вы можете задать имя нового чертежа.
Начнем построения с помощью команды «Прямая». Вызовите команду:
Пиктограмма |
Лента |
---|---|
Чертёж > Построения > Прямая |
|
Клавиатура |
Текстовое меню |
<L> |
Построения > Прямая |
Выберите пиктограмму в верхней части автоменю. При движении курсора по полю чертежа за ним начнёт перемещаться динамическое изображение в виде двух перекрещивающихся линий. Текущие координаты точки пересечения отслеживаются в статусной строке. Указать положение точки пересечения линий можно несколькими способами. Самый простой - приблизительно, просто подведя курсор к центру чертежа и нажав . Для того, чтобы указать положение точки пересечения более точно, можно задать её точные координаты в окне параметров. Для задания координат можно воспользоваться и диалогом параметров, вызываемом с помощью клавиши <P> или пиктограммы в автоменю.
В результате будут созданы пересекающиеся прямые построения и узел в месте их пересечения. Для создаваемого вида они играют роль базовых. В параметрах линий записаны абсолютные координаты. Перемещая базовые линии, можно будет располагать вид на чертеже там, где это необходимо.
Не используйте более двух базовых линий для свободного вида и не более одной для вида создаваемого по проекционным связям. Это обеспечит вам свободное перемещение изображений.
В T-FLEX CAD команда остается активной до тех пор, пока не будет отменена или не будет вызвана другая команда. Отмена режима команды (одно нажатие ) уберет изображение перекрестья, но команда останется активной. После отмены режима построения двух пересекающихся прямых необходимо подвести курсор к созданной вертикальной линии. Линия высветится и около курсора появится подсказка в виде названия выбираемого элемента. Это означает, что работает объектная привязка. В этом случае отпадает необходимость пользоваться клавиатурой и некоторыми пиктограммами автоменю.
При запуске программы, режим объектной привязки установлен по умолчанию.
Нажмите , на экране появится динамически перемещаемая линия, параллельная выбранной. Это означает, что мы собираемся построить параллельную линию относительно вертикальной линии. Это очень важный аспект системы T-FLEX CAD - задание отношений между элементами построений.
Расположите новую линию слева от помеченной вертикальной линии при помощи . Точное значение смещения можно указать в окне параметров или диалоге параметров. Созданная линия будет левой гранью детали.
Одно нажатие отменит режим построения параллельных линий, но по-прежнему будет активна команда построения прямых. Если это не так, то вызовите её повторно. Затем подведите курсор к горизонтальной прямой и нажмите . Выберется прямая, относительно которой будет строится параллельная. Переместите курсор вверх, задайте при желании точное значение смещения в окне параметров и нажмите для фиксации верхней грани детали.
Следующий шаг - скруглить угол плиты. Для этой цели воспользуемся командой «Окружность». Вызовите команду:
Пиктограмма |
Лента |
---|---|
Чертёж > Построения > Окружность Рабочая плоскость > Построения > Окружность |
|
Клавиатура |
Текстовое меню |
<C> |
Файл > Построения > Окружность |
Для изображения скругления верхнего правого угла плиты построим окружность, касательную к верхней и правой прямым. Переместите курсор к верхней прямой и нажмите или <L>. При этом появится окружность, радиус которой будет динамически изменяться вместе с изменением положения курсора, но при этом она будет касательной к выбранной прямой. Это означает, что будет построена окружность, касательная к верхней прямой. Как бы мы в дальнейшем не изменяли положение верхней прямой, окружность будет сохранять касание. Затем переместите курсор к правой прямой и снова нажмите или <L>. Сейчас окружность «привязана» к двум линиям построения и сохраняет касание при перемещениях курсора. Нажатие зафиксирует текущий радиус окружности. Точное значение радиуса можно задать в окне параметров.
Теперь можно обвести построенную часть чертежа. Для этого создадим линии изображения в команде «Изображение». Вызовите команду:
Пиктограмма |
Лента |
---|---|
Чертёж > Чертёж > Изображение Рабочая плоскость > Чертёж > Изображение |
|
Клавиатура |
Текстовое меню |
<G> |
Чертёж > Изображение |
Заметьте, что если для вызова команды используются пиктограммы инструментальных панелей или текстовым меню, то при этом автоматически прекращается работа предыдущей команды, то есть сокращается одно лишнее действие. Начните обводку с верхнего левого угла плиты. Линии изображения автоматически привязываются к ближайшему пересечению линий построения. Поэтому достаточно переместить курсор к пересечению и нажать . Курсор при нанесении линии изображения работает по принципу «резиновой нити». Требуется лишь с помощью курсора выбирать узлы или пересечения линий построения.
Если в одной точке пересекается более двух линий построения, то не рекомендуется использовать для выбора узла клавишу <Enter> или . В этом случае лучше сначала создавать узлы в точках пересечения линий построения, а затем наносить изображение, используя клавишу <N>. При использовании клавиши <Enter> в режиме «свободного рисования» будет создаваться «свободный» узел (не связанный с линиями построения). Учтите вышесказанное для избежания ошибок при параметрическом изменении чертежа.
Переместите курсор к точке касания верхней линии и окружности и нажмите . Это должно выглядеть, как показано на рисунке справа. Отметим, что система T-FLEX автоматически ставит узлы в конечные точки линий изображения, если они еще не были там созданы.
Теперь мы хотим направить линию изображения вдоль окружности для построения дуги между двумя точками касания. Для этого переместите курсор к окружности и нажмите <C>. При этом выделится окружность. Направление дуги будет зависеть от положения курсора при указании окружности. Изменить направление дуги можно с помощью клавиши <Tab>. Поставьте курсор чуть выше и левее второй точки касания, как показано на рисунке.
Затем нажмите , и линия изображения будет построена в направлении часовой стрелки до второй точки касания. Результат должен выглядеть, как показано на рисунке.
Продолжаем создание изображения. Укажите на правый нижний угол плиты, затем на левый нижний, и завершите построения в левом верхнем углу, с которого была начата обводка. Для завершения команды нажмите . Чертёж должен выглядеть, как показано на рисунке.
Переместите курсор к неверно созданной линии и нажмите . При этом линия изображения выделится, и её можно удалить клавишей <Delete> или пиктограммой в автоменю. Повторите эти действия для каждой неверно созданной линии. Если неверно построена целая область, то можно воспользоваться выбором линий изображения с помощью окна. Для этого необходимо нажать в одном из углов предполагаемого окна и, не отпуская её, переместить в другой угол. Затем отпустить кнопку мыши. При перемещении курсора вслед за ним должен тянуться динамический прямоугольник. В результате будут помечены все элементы, полностью попавшие в область прямоугольника. Их можно будет удалить все одновременно.
Для повторного ввода линий изображения вызовите команду Изображение. Для перерисовки экрана используйте клавишу <F7> в любой момент, если не все линии полностью высвечиваются после проведенных изменений.
Перейдем к следующему элементу чертежа - коническому отверстию в центре плиты.
Сначала необходимо определить центр будущей окружности. Если в команде Прямая включить опцию (<U>), а затем указать по очереди две прямые (опция <L>), то в результате будет создана новая прямая, которая является осью симметрии двух выбранных. Когда указанные прямые пересекаются, новая прямая будет биссектрисой угла, образуемого выбранными прямыми. Если же исходные прямые параллельны, создаётся параллельная им прямая, располагающаяся посередине. Воспользуемся этой возможностью для определения центра плиты.
Вызовите команду построения прямых, выберите пиктограмму в автоменю. Подведите курсор к правой границе плиты и укажите с помощью её вертикальную прямую. За курсором начнёт перемещаться динамическое изображение параллельной прямой. Не фиксируя её, подведите курсор к левому краю плиты и укажите с помощью соответствующую ему вертикальную прямую. На чертеже появится новая вертикальная прямая, являющаяся осью симметрии выбранных, т.е. параллельная им и лежащая точно посередине. Аналогично постройте прямую, являющуюся осью симметрии для горизонтальных прямых верхнего и нижнего края плиты. Точка пересечения полученных прямых будет являться центром будущего отверстия. Затем вызовите команду построения окружности, подведите курсор к пересечению построенных центральных прямых и нажмите . Появится окружность, радиус которой будет изменяться в зависимости от положения курсора.
Центром окружности будет узел, автоматически созданный на пересечении прямых. Зафиксируйте окружность с помощью . Как и при построении прямых, её радиус (диаметр) можно задать приблизительно положением курсора в момент нажатия клавиши мыши или точно в окне параметров. Заметьте, что после нажатия на команда Окружность осталась активной.
Вторую окружность конического отверстия можно построить как концентрическую к первой. Для этого нажмите на пиктограмму в автоменю или на клавишу <О>. Затем укажите с помощью на уже построенную окружность. За курсором начнёт перемещаться динамическое изображение создаваемой окружности. Переместите курсор так, чтобы она была немного больше первой и зафиксируйте её с помощью . Точное значение смещения второй окружности можно задать в окне параметров.
Перейдите в команду Изображение, подведите курсор к большей из построенных окружностей, и нажмите или <C>. Окружность будет обведена сплошной основной линией. Затем подведите курсор к меньшей окружности и вновь нажмите или <C>. Обе окружности обведены. Теперь можно приступить к созданию второго и третьего видов плиты.
Построение второго и третьего вида не является необходимым для построения параметрического чертежа в системе T-FLEX CAD. В приводимом примере построение вида сверху и сбоку позволяет продемонстрировать дополнительные преимущества параметрического проектирования в системе T-FLEX CAD.
Поскольку прямые имеют бесконечную длину, можно видеть, что другие виды уже частично созданы (боковой вид, вид сверху). Для завершения построения чертежа нам потребуются дополнительные зависимости между линиями построения. Последовательность выполнения этапов построения следующая:
Войдите в команду построения прямых и переместите курсор к линии построения, соответствующей правой границе плиты. Нажмите . При этом выделится вертикальная линия построения, и новая параллельная вертикальная линия будет перемещаться за курсором. Это будет правая граница вида слева. Зафиксируйте её в нужном месте нажатием . Как и прежде, точное значение смещения относительно выбранной прямой можно задать в окне параметров.
Новая линия построена относительно правой границы плиты, поэтому при перемещении правой границы она будет перемещаться на такое же расстояние. Для переноса новой линии на другое расстояние следует воспользоваться командой редактирования линий построения. Но тогда уже вновь зафиксированное расстояние между видами будет сохраняться при изменении правой границы основного вида плиты. Отношения между элементами построения сохраняются до тех пор, пока не будут переопределены в команде редактирования линий построения.
Следующим шагом будет построение прямой левого края детали на виде слева. Прямая будет построена относительно правой границы вида спереди. Обратите внимание, что после создания первой прямой вида слева сохраняется привязка к правому краю плиты на виде спереди (соответствующая линия построения выделена). Нажмите один раз для возврата на шаг назад в команде. Переместите курсор к только что созданной прямой и выберите её с помощью . Зафиксируйте её нажатием , задав её положение приблизительно с помощью курсора или точно в окне параметров.
Рекомендуется использовать именно правый край детали как базовую линию, а остальные вертикальные линии построения строить относительно неё. При таком методе построения имеются некоторые преимущества, связанные с положительным знаком относительного расстояния между линиями.
Теперь перейдем к созданию конического отверстия. Задача сводится к построению двух прямых, которые были бы параллельны горизонтальной прямой, проходящей через центр окружности. При этом они должны соответствовать размерам окружностей. Нажмите один раз для возврата на шаг назад в команде, поместите курсор рядом с горизонтальной прямой, проходящей через центр окружности и нажмите или <L>. Прямая выделится цветом.
Отведите курсор вверх к точке касания первой окружности и нажмите <C>. Построится прямая, параллельная выбранной прямой и касательной к окружности. Проделайте описанную последовательность команд четыре раза - для верхних и нижних точек касания каждой окружности.
Теперь у нас есть нужные линии построения для обводки на боковом виде. Воспользуйтесь командой Изображение и обведите 4 угла на виде слева. Для этого лишь нужно подвести курсор к каждому из углов и нажать . Затем нажмите для отмены выбора узла.
Далее нанесём две линии, изображающие коническое отверстие. Теперь вид практически закончен, за исключением штриховки.
Создание штриховки осуществляется в команде «Штриховка». Если она не была установлена автоматически, включите опцию:
<А> Режим автоматического поиска контура
Затем переместите курсор к верхней половине вида слева и установите его в центре области, которую необходимо заштриховать. Нажмите , контур верхней половины плиты выделится цветом. Затем воспользуйтесь клавишей <P> для вызова диалога параметров штриховки. Это позволит выбрать тип и масштаб штриховки. После нажатия пиктограммы в автоменю выделенная область будет заштрихована.
Проделайте те же действия для штриховки нижней части плиты. В принципе можно было создать не две отдельные штриховки, а одну, состоящую из двух контуров. Для этого нужно было задать второй контур сразу после выбора первого, а затем уже нажать <End> или пиктограмму в автоменю.
После создания штриховки можно переходить к виду сверху. Вызовите команду построения прямых L: Построить прямую. Выберите нижнюю прямую главного вида для привязки положения вида сверху к главному. Переместите вновь создаваемую прямую и зафиксируйте нажатием под главным видом. Это будет нижняя линия вида сверху.
Для отмены режима построения параллельных линий нажмите . Поставим себе задачу создать вид сверху так, чтобы он был связан с другими видами, то есть модификации других видов приводили бы к изменениям на виде сверху. Простейший способ в проекционном черчении связать проекции - построить прямую под углом 45 градусов к граничным линиям вида слева и вида сверху. Остальные вспомогательные линии строятся относительно данной прямой. Для этого снова воспользуемся возможностью создания оси симметрии двух прямых. Поскольку проекционные прямые вида слева и вида сверху пересекаются под прямым углом, то их ось симметрии пройдёт под требуемым углом 45°. Вызовите опцию , укажите на крайнюю правую прямую вида слева и нажмите или <L>. Прямая выделится. Затем сделайте то же самое для нижней прямой вида сверху. Возникнет новая прямая, которая проходит через точку пересечения под углом 45°.
Пока мы находимся в команде построения прямых, можно расставить узлы в любых точках пересечения. Для нас важны те точки пересечения линий построения, которые формируют правую границу вида справа и линию под углом 45°, которую мы сейчас создали. Поставьте курсор в точке пересечения и нажмите клавишу <Пробел>.
Для построения узлов можно также использовать команду «Узел»:
Вы по-прежнему должны находиться в команде Прямая. Поставьте курсор и выберите прямую нижней границы вида сверху. Это позволит нам построить прямую, параллельную нижней границе. Переместите курсор к только что построенному узлу и нажмите клавишу <N>. При этом создастся прямая, параллельная выбранной и проходящая через указанный узел. Теперь вид сверху и вид справа будут параметрически связаны. Для проверки этого войдите в команду редактирования линий построения «Изменить построения». Попробуйте поменять положение левой прямой бокового вида. Для этого выберите её, переместите и зафиксируйте в новом положении. Заметьте, что при этом изменяется положение соответствующей прямой на виде сверху.
Создание линий построения для конического отверстия на виде сверху будет происходить так же, как при создании бокового вида. В команде построения прямых выберите вертикальную прямую, а затем постройте 4 прямые, параллельные выбранной и касательные окружностям.
Теперь можно построить все линии изображения на виде сверху. С помощью команды Изображение обведите вид сверху по периметру. Следующий шаг - нанесение двух штриховых линий, соответствующих коническому отверстию. В окне параметров установите тип линии Невидимая.
Затем создайте две штриховые линии конического отверстия.
Теперь создадим осевые линии. Вызовите команду «Оси».
Выберите с помощью сначала левую, затем правую границу вида спереди. Нажмите пиктограмму в автоменю. В результате на виде спереди будет создана вертикальная осевая линия. Аналогично создайте горизонтальную осевую линию, а также осевые линии на видах слева и сверху.
Как можно было заметить, до сих пор линии построения, которые мы использовали, были бесконечными. Для удобства работы их можно «обрезать» до крайних узлов.
Для этого в команде «Изменить построения» можно использовать опцию обрезки:
1. Войдите в команду Изменить построения.
2. Если вы выберите одну прямую и нажмете <T> или , то обрежется только эта выбранная прямая.
3. Если вы используете опцию , то обрежутся все прямые.
4. Если вы захотите вернуться обратно к бесконечной длине прямых, то вызовите команду «Параметры документа».
Выберите параметр Вид > Линии построения > Длина и задайте значение По умолчанию бесконечные. Либо можно в команде Изменить построения выбрать нужные линии, нажать клавишу <P> и установить соответствующее значение. На рисунке представлен чертёж с обрезанными линиями построения. Он менее насыщен, хотя все необходимые элементы построения на нем присутствуют. Линии построения по умолчанию не выводятся на принтер или плоттер, независимо от их длины.
Далее проставим на чертеже необходимые размеры.
Сначала создадим линейные размеры. Вызовите команду «Размер»:
Можно выбрать любые две линии построения или изображения для простановки линейного или углового размера. Выберите две крайние прямые линии на главном виде с помощью . В результате вместе с курсором начнёт перемещаться появившийся размер. Если требуется изменить какие-либо параметры размера, нажмите <P> или опцию в автоменю. На экране появится диалог параметров размера. После задания параметров и закрытия диалога зафиксируйте положение размера нажатием . Если требуется изменить величину размерных чисел, это можно поменять его в команде «Параметры документа» на закладке Шрифт. На этой закладке устанавливаются параметры шрифта, для тех элементов модели, для которых они не заданы.
Диаметры и радиусы проставляются также просто. В команде Размер подведите курсор к нужной окружности и нажмите <C> или . Окружность выберется, и за курсором будет перемещаться изображение размера. Клавишами <R> и <D> или соответствующими пиктограммами / в автоменю можно переключаться из режима простановки радиуса в режим простановки диаметра и обратно. Клавишей <M> можно задать вид проставляемого размера. Клавиша <Tab> поможет установить выносную полку в нужном направлении. После указания курсором на нужное место нажмите . В результате на экране появится проставляемый размер. Проделайте эту операцию для всех размеров на окружностях.
После того, как все основные построения завершены, можно все элементы построения «спрятать» с помощью команды «Уровни».
Эта команда управляет видимостью различных элементов. Видимость элемента зависит от «уровня», на котором он находится.
Легче всего представить себе уровни как прозрачные пленки, на которых нанесены изображения, и из которых складывается целостная картинка. В системе существует возможность сделать невидимыми один или несколько уровней, оставив только те, которые необходимо видеть. Ваш чертёж может иметь 255 уровней от -126 до 127.
Все элементы в системе T-FLEX CAD автоматически создаются на уровне «0». В любой момент вы можете поменять значение уровня у любого элемента. Поскольку мы в нашем примере уровни не изменяли, все созданные элементы попали на уровень «0».
После вызова команды на экране появится диалоговое окно, в котором можно установить диапазон видимых уровней для каждого типа элементов модели.
Как видно на рисунке, по умолчанию видимыми являются все элементы, уровень которых находится в диапазоне от 0 до 127. Если установить значения нижнего уровня для линий построения и узлов в значение 1, на чертеже станут невидимыми линии построения и узлы, поскольку они располагаются на уровне 0.
Более простым способом погасить линии построения и узлы является использование специальной команды, которая убирает или показывает все элементы построения из текущего окна. Данная команда иногда бывает более удобной еще и потому, что она гасит построения не для всего документа, а только для его текущего окна. Таким образом, если открыто несколько окон одного чертежа, то в одних элементы построения могут присутствовать, а в других – отсутствовать.
Нанесём текстовую строку с названием чертежа с помощью команды «Текст».
Текст можно «привязать» к любому элементу построения на чертеже для того, чтобы его положение изменялось вместе с изменением положения элементов чертежа.
Переместите курсор к пересечению вертикальной осевой прямой и верхней прямой на основном виде чертежа. Нажмите <N> для привязки текста к узлу, который находится на пересечении этих двух прямых. Переместите курсор в точку, где должен располагаться текст и нажмите . На экране появится окно текстового редактора. Набейте в нем строку текста «Пример чертежа плиты» и нажмите на кнопку [OK].
Если текст расположился не в том месте, где планировалось, то можно легко это поправить. Выйдите из команды создания текста, укажите курсором на текст и нажмите . Автоматически будет запущена команда редактирования «Изменить текст». Выбранный текст начнёт перемещаться вслед за курсором. Переместите его в нужную позицию и снова нажмите .
Текст можно нанести другим способом, непосредственно на поле чертежа. Для этого, находясь в команде Создать текст, установите опцию <Т> - Создать параграф-текст. Переместите курсор в то место, где необходимо расположить текст и нажмите , на экране появится динамически перемещаемый прямоугольник, определяющий область нанесения текста. Установите необходимую область и нажмите , после этого нажмите пиктограмму . В заданной области появится мигающий курсор, введите необходимый текст, предварительно проверив установку текущего языка. Нажмите пиктограмму или клавишу <F5>.
Теперь чертёж завершён. Сейчас можно войти в команду редактирования элементов построения и попробовать переместить линии построения. При этом фиксировать новое положение линий построения можно как с помощью нажатия , так и с помощью задания точного значения положения линии в окне параметров или диалоге параметров (опция ). Заметьте, что весь чертёж, включая размеры, изменяется адекватно вносимым изменениям. Изменение диаметров конического отверстия моментально отслеживается на двух других проекциях. Штриховка также изменяется вместе с изменением определяющих её линий. Вы можете легко убедиться в том, какие мощные возможности появляются благодаря технологии параметризации.
Теперь мы назначим на различные элементы чертежа переменные и выражения. Выберите прямую левой границы основного вида с помощью .
Прямая подсветится, так же как и та, относительно которой она была построена. Вместе с тем, будет автоматически запущена команда редактирования линий построения. В окне параметров появятся параметры прямой: первоначальное значение расстояния от исходной прямой и текущее, отслеживаемое при перемещении курсора.
Поскольку мы создавали эту прямую как параллельную правой части плиты, этим расстоянием является расстояние между правой и левой сторонами плиты. Вместо конкретного значения можно поставить переменную. Набейте вместо значения имя переменной «w» и нажмите <Enter>или [OK].
Появится новое диалоговое окно, в котором от вас потребуется подтвердить значение вновь создаваемой переменной.
Необходимо отметить, что заглавные и прописные буквы не равны в имени переменной. Переменная «W» не является переменной «w».
Созданную переменную «w» и присвоенное ей значение можно увидеть в окне Переменные, расположенном по умолчанию под окном параметров. Укажите курсором на число в графе Выражение, нажмите для входа в редактирование и задайте новое значение переменной, например, «170». Прямая переместится в новое положение, соответствующее новому значению ширины плиты.
Те же самые действия можно выполнить в окне диалога команды «Переменные».
Аналогично задайте переменную «H» в качестве значения параметра (расстояния от исходной прямой) для верхней границы основного вида: выберите её на чертеже с помощью и в окне параметров введите имя переменной. Теперь в окне Переменные будет уже две переменные, и вы можете, меняя их значения, наблюдать за изменением чертежа.
Попробуйте задать выражение. В окне Переменные поместите курсор в поле Выражение переменной «H» и нажмите для входа в редактирование. Задайте вместо числового значения выражение «w/2». Это будет означать, что значение «H» будет равняться половине значения «w». Теперь будет можно, меняя только значение «w», автоматически изменять значение «H».
Следующим шагом назначим переменную «R» на радиус окружности, сопрягающей верхнюю и правую линии главного вида. Выберите окружность на чертеже с помощью . В окне параметров задайте в качестве радиуса переменную «R». После подтверждения её создания в окне Переменные задайте для неё следующее выражение: w < 100 ? 0 : 6
Данная запись означает, что если «w» меньше, чем 100, то «R» равно 0, в противном случае - 6.
Потратим немного времени, чтобы расшифровать содержимое нашего выражения. Сначала выделим его составные части.
•< - является знаком «меньше чем»
•? - означает «в таком случае»
•: - «в противном случае»
Полностью выражение выглядит так:
R = w < 100 ? 0 : 6
Значение «R» равно 0, если «w» < 100, и равно 6, при любом другом значении «w». Таким образом, для «R» существует лишь два возможных значения - либо «0», либо «6».
Проверьте это на вашем чертеже. Задайте переменной «w» значения большие или меньшие, чем 100, и посмотрите, что произойдет. Заметьте, что когда радиус скругления равен «0», радиальный размер автоматически исчезает. Программа сама следит за этим.
Таким образом, используя несколько основных понятий, можно создавать разнообразные и очень сложные зависимости между переменными.